Задание схемы, которая удостоилась нашего внимания в сегодняшней публикации, заключается в своевременном отключении освещения салона. Казалось бы, это совсем не нужная трата времени, но в старых советских автомобилях такой функции не наблюдается. А бывает всякое: например, после хорошей гулянки водитель забывает закрыть дверцу автомобиля и идет с чистой совестью спать. На следующее же утро, когда появилась нужда использовать автомобиль, появляется проблема — полностью разряженный аккумулятор. Чтобы предохраниться от такой ситуации, существует схема, приведенная ниже:
Принцип работы следующий:
При любой открытой дверце автомобиля, выключатель SW1 переходит в закрытое состояние и в салоне присутствует освещение. В это время ток, проходящий через резистор R1, постепенно заряжает конденсатор С1. Когда будет заполнено 2/3 емкости (как показывает практика, для этого потребуется приблизительно 9 минут), питание конденсатора прекратиться и сработает триггер IC1. На третьем выводе напряжение снизится к нулю. Это приведет к автоматическому отключению освещения. Чтобы возобновить освещение, человеку придется закрыть и снова открыть дверь.