О ремонте и доработке транзисторного усилителя SONY F419R | Принципиальные электрические схемы

О ремонте и доработке транзисторного усилителя SONY F419R | Принципиальные электрические схемы

262
0

О ремонте и доработке транзисторного усилителя SONY F419R
Не секрет, что для большинства образцов Hi-Fi аппаратуры звуковоспроизведения среднего и низших классов качество работы можно заметно улучшить достаточно простыми средствами. Об одном из примеров можно прочесть в предлагаемой статье. Приведённые в статье технологические приёмы, данные и анализ могут оказать большую помощь тем, кто захочет самостоятельно провести «досмотр » своей аппаратуры, благо схемы многих моделей бытовой видео- и аудиоаппаратуры можно найти в Интернете.

Так случилось, что ко мне обратились с просьбой починить и, по возможности, улучшить старый усилитель Sony F419R (серийный номер 4503337). Это «полный» (с предварительными усилителями и блоком регулировок) усилитель бюджетного класса. Поэтому сколько-нибудь значительная его доработка с большим объёмом слесарных работ (например, замены входных/ выходных разъёмов, изменением топологии цепей общего провода) экономически нецелесообразна; разумно ограничиться «лечением» лишь самых «узких» мест. Это даст, условно говоря, 80 % от возможных улучшений при минимуме затрат времени.
Для наглядности последующих рассуждений на рис. 1 приведён фрагмент схемы усилителя (одного канала).
Проведённый анализ конструкции и схемы показал, что этот аппарат (как и его близкий аналог F519) имеет следующее сочетание достоинств и недостатков.

К достоинствам следует отнести:
• наличие ДУ для регулировки громкости и выбора источников сигнала;
• достаточное число входов;
• хорошее качество разводки силовых цепей усилителя мощности (УМ) для минимизации возникновения/излучения помех при переключении плеч выходного каскада (этот эффект — один из основных ограничивающих качество факторов в усилителях мощности, собранных на однослойных печатных платах);
• схемотехника УМ не имеет совсем уж «фатальных» недоработок;
• предусмотрена возможность обхода узлов предварительного усиления с релейной коммутацией;
• рациональное сочетание параметров сетевого трансформатора, хорошая защищённость от помех из сети и высококачественные оксидные конденсаторы в блоке питания;
• звучание, хотя и характеризуется явным подчёркиванием высоких частот (как впоследствии выяснилось, нелинейного характера), всё же не имеет существенной тенденции к образованию «каши» при воспроизведении насыщенных фонограмм. Получается своего рода эксайтер (психоакустический процессор).

Из недостатков аппарата следует упомянуть:
• отсутствие защиты мощных транзисторов по мгновенному току и области безопасной работы, что делает усилитель критичным к условиям эксплуатации (большой риск случайных повреждений, особенно при замыкании выхода УМ);
• RIAA корректор практически не пригоден для использования из-за проблем с разностью потенциалов общего провода между корректором и темброблоком с усилителем мощности;
• негерметичные и незолочёные (судя по полной потере контакта) контакты реле, коммутирующих нагрузку (тип — Omron G5R-2232P-KW), по крайней мере, в данном экземпляре;
• посредственное (несмотря на видимые старания по минимизации площади монтажных петель) качество разводки цепей сигнала и «сигнальной земли» — обилие перемычек, межплатные разъёмы в малосигнальных цепях, большая длина межблочных соединений;
• дефект расчёта оконечного усилителя: несоответствие скоростных возможностей усилителя напряжения (около 50 В/мкс) и выходного каскада (сквозной ток в транзисторах выходного каскада начинается уже при 10… 15 В/мкс).

С. АГЕЕВ, г. Москва

Полностью эта статья опубликована в журнале «РАДИО 09 2011»

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ