Пленка «ЗМ» для ремонта плазменных панелей | Принципиальные электрические схемы

Пленка «ЗМ» для ремонта плазменных панелей | Принципиальные электрические схемы

2652
0


Неисправности плазменных панелей часто связаны с обрывом (замыканием) соседних дорожек соединительных шлейфов и производственными дефектами соединения шлейфов со стеклом матрицы. Нередко случаются и дефекты самого стекла матрицы: оно раскалывается в местах соединения со шлейфами.

Есть ли смысл затевать ремонт, отрывать шлейф и менять его на исправный (от аналогичного устройства)? Такой вопрос наверняка задает себе радиолюбитель, обнаружив, что радовавшая глаз красками панель вдруг «погасла».
Самый простой способ ремонта в данном случае — раскрыть корпус плазменного телевизора, найти адресный шлейф (их там несколько) и просто прижать (с последующей фиксацией) его к стеклу матрицы резиной. Если это поможет, удастся сэкономить и время, и средства. Однако любое новое сотрясение панели может вызвать рецидив дефекта.
В адресных драйверах на шлейфах применяются бескорпусные ИМС, которые напаяны на шлейф и защищены тонкой изоляцией. Нижняя сторона кристалла ИМС прижимается к теплоотводу. Такую бескорпусную микросхему очень трудно удалить с исправного шлейфа для «донорских» целей, поэтому приходится менять сами шлейфы.

Адресные шлейфы неисправной матрицы легко (с минимальными усилиями) отсоединяются от стекла матрицы. По крайней мере, это наблюдалось у тех матриц, которые я ремонтировал. В противном случае старый шлейф снимается путем термического разрушения. Он нагревается феном примерно до температуры 90°С и тогда легко отделяется.
Прикрепить используемый для замены шлейф к плате можно без особых проблем: медные дорожки шлейфа накладываются на медные дорожки платы. А вот к стеклу панели, где ширина и шаг дорожек очень мелкий, — стоит немалых усилий. Нужно не только правильно позиционировать дорожки, но при этом добиться хорошего электрического контакта и механической прочности. Только лишь фиксацией шлейфа клеем по краям не обойтись. Поэтому этот способ применяют тогда, когда есть в наличии специальная токопроводящая пленка, выпускаемая фирмой «ЗМ».

Компания «ЗМ» предложила прочное и долговечное механическое крепление шлейфа, которое можно осуществить с помощью клеевой пленочной композиции, обладающей, к тому же, проводимостью только по толщине пленки и диэлектрическими свойствами в ее плоскости. Используемый для таких операций продукт состоит из термоотверждаемого акрилового адгезива, насыщенного по всему объему микроскопическими стеклянными шариками, покрытыми серебром. Материал расположен на защитном слое из крафт-бумаги, обработанной кремний-органическим покрытием. На рис.1 показана пленка «ЗМ» типа «7960 ZAF». Пленки «ЗМ» обеспечивают:
— прочность соединения на сдвиг — 14,1… 17,6 кг/см2;
— прочность соединения на отслаивание — 0,53 кг/см2;
— межконтактное сопротивление — не более 0,2 Ом;
— минимальное необходимое расстояние между контактными дорожками — 0,25 мм.

Соединение щлейфов с помощью пленки — ремонтопригодно. Для отсоединения шлейфа от платы необходимо нагреть соединение до 70…100°С и осторожным отслаиванием отсоединить его. Остатки адгезива следует удалить растворителем (ацетоном или метилэтилкетоном).
Ленту из пленки накладывают на контактные дорожки шлейфа (за счет небольшой начальной адгезии) с предварительно удаленным защитным слоем. Фиксация шлейфа на контактных дорожках матрицы или ЖКИ происходит посредством склеивания при помощи термокомпрессии при нагреве до 135°С в течение 10 с.
В рекомендациях по использованию пленки указан растворитель для предварительной зачистки — МЕК (метилэтилкетон), которого практически не бывает в продаже. Но оказывается, для его замены вполне подходит более доступное вещество: концентрированный раствор пищевой соды (растворенной в кипятке). После обработки «проблемного» места необходимо подождать 20 минут. На втором месте по эффективности — уайтспирит (керосин).
Пленки фирмы «ЗМ» подходят для ремонта как больших, так и маленьких матриц S-IXS (рис.2), а также во всех иных случаях, когда шлейф отклеивается в результате нагрева или механического воздействия.

Конечно, совмещение дорожек и термокомпрессия — сложные этапы работы, требующие аккуратности и определенной сноровки. Если шлейф имеет 200…400 проводников, то точек соединения контактов будет в 2 раза больше. После охлаждения нужно сделать «прозвонку» дорожек. Если контакта в отдельной дорожке нет, поверх нового шлейфа можно соединить цепь отдельным проводником, взятым из расплетенного провода МГТФ.

А. Кашкаров. г. Санкт-Петербург.

Источники информации:
1. Журнал «Радиомир» 11.2011
2. http://monitor.net.ru/forum/3- download-1548.html
3. http://www.compitech.ru/html.cgi/arhiv/02_06/stat_138.htm
4. http://www.radioland.net.ua/contentid-397-page5.html
5. http://monitor.net.mfiomm/plasma_lg_training-manual-download-11412.htm

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ